Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальный интеллект – это интеллект, который формируется путем социализации, под воздействием условий социальной среды. Иными, более простыми словами, это способность адекватно воспринимать человеческое поведение, умение быстро адаптироваться в обществе и строить личностные взаимоотношения. По мнению ученых, этот процесс напрямую связан со способностью выражать автоматические суждения об окружающих и прогнозировать их реакции на те или иные обстоятельства. Интеграция в общество людей с отклонениями умственного развития, разумеется, не может происходить также, как у здоровых, ведь имеющийся дефект разрушает социальные и культурные связи.
Отсюда вытекает непринятие социальных норм и требований, которое нужно устранять на самых ранних этапах развития. Зависимость социальной адаптации от интеллекта Основными неблагоприятными факторами в данном случае являются слабая любознательность, плохая восприимчивость ко всему новому и, как следствие, слабая обучаемость, низкий и кратковременный интерес к предметному миру. Именно поэтому при отсутствии грамотной коррекционной работы ребенок почти не контактирует с людьми, вне зависимости от их возраста, а, значит, не накапливает социальный опыт, что, в свою очередь, пагубно влияет на высшие психические функции, такие как воля и мышление, речь и самосознание, воображение и произвольная память.
Цель исследования: исследование взаимосвязи социального интеллекта личности как фактор успешного общения.
Объектом исследования являются социальный интеллект.
Предмет исследования – Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотез были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2) Подобрать методики исследования;
3) Выявить уровень развития социального интеллекта;
1) ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ СОЦИАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ
1.1 Понятие и характеристика социального интеллекта
В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта. Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.
Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.
Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам. Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми.1
С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях.
Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми.
Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.
Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.
Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.
Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.
На 1 этапе - 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект».
На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.
На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.
4 этап 1965 - 1969 гг. - социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта.2
На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.
1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.
2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.
3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель - Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов.
Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности.
Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.
Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.
Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме.3 В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.
Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта [Текст] /И.Н. Андреева// Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 7-11.
2. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н.Андреева //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26.
3. Анфимова, Н. И. Эмоциональный интеллект, творческие способности и их роль в профессиональной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс]/ Н.И. Анфимова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5944 (дата обращения: 12.06.2014).
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. [Текст] / В.А. Бодров / М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511с.
5. Борисова, А. А. Проницательность как проблема психологии общения [Текст] / А.А. Борисова // Вопр. психол.1990. № 4. С.117—122.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский / М.; Л.: Уч-пед.из, 1934., С. 13-14.
7. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию [Текст] / Г.Г. Гарскова //Тез. Науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 1999. С. 25—26.
8. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект (Психология-лучшее) [Текст] / Д. Гоулман / М.: ACT, 2009г. – 511с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе [Текст] / Д. Гоулман / М.: АСТ, 2010. – С. 476.
10. Гоулман, Д.,Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи /– М: «Альпина Паблишер», 2012. С. – 301.
11. Демина, Л. Д. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности, научное издание [Текст] / Л. Д. Демина, Т. В. Манянина / АГУ. – 2010. – N 2. – С. 57-59 .
12. Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта [Текст] / В.Н. Дружинин // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 6. С. 44—52.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. [Текст] / Б.В. Зейгарник /М.: Изд. МГУ, 1986.
14. Иванова, И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и зарубежом [Текст] / И.А. Иванова / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 3. – 544с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин / СПб.: Питер, 2001.
16. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Практикум по психодиагностике). [Текст] / А.Н. Капустина / СПб.:«Речь», 2001. С. 112.
17. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию. [Текст] / В.Н. Карандашев / М., «Смысл», 2000. – 433с.
18. Кон, И. С., Психология ранней молодости. [Текст] / И. С. Кон / М.: «Просвещение», 1989., С. – 256.
19. Котик, М. А. Природа ошибок человека-оператора. [Текст] / М.А. Котик, А.М. Емельянов / М.: Транспорт, 1993. – 261с.
20. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина / М.: Высшая школа, 1990. – 120с.
21. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] / А.Е. Личко / Л.:Медицина, 1983. – 426с.
22. Лобанов, А. П. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособ. [Текст] / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, О.А. Ткачук / Мн.: БГПУ, 2002. – 271с.
23. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. [Текст] / Д. В. Люсин / 2006, С.3-22.
24. Обозов, Н. Н., Возрастная психология: юность и зрелость. [Текст] / Н. Н. Обозов / СПб.: ЛНПП «Облик», 2002., 113 с.
25. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание. [Текст]/ А. Е. Ольшанникова / М.: Знание, 1983. – 271с.
26. Пацявичус, И. В. Соотношение индивидуально-типических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд. дис. [Текст] / И.В. Пацявичус / М., 1981. – 300с.
27. Переверзева, И. А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): Автореф. канд. дис. / И. А. Переверзева / М., 1986. – 511с.
28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст]/ Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. / СПб.: Речь, 2003. – 438с.
29. Практический интеллект [Текст] / Р. Дж. Стенберг / – СПб.: Питер, 2002. – 522с.